Способность коммуникации с людьми у детей с РАС развивается иначе, чем у остальных детей. Из-за этого зачастую возникают трудности в общении и взаимодействии с окружающим миром.
Для контакта необходимы как минимум двое, взаимодействующие по двум направлениям – рецептивный вид взаимодействия (умение воспринимать вербальные, невербальные сообщения), экспрессивный вид (умение выражать свои мысли и чувства). При этом взрослым участникам коммуникации важно адаптировать свою речь под ребенка с РАС, используя простые слова, предложения, четкие пошаговые инструкции, не торопить ребенка, дать ему ребенку время на понимание услышанного, всячески поощрять любые попытки взаимодействия со стороны ребенка.
У детей формирование коммуникативных способностей происходит с первых месяцев жизни в процессе игры и общения с родственниками. Детям с РАС необходима особая помощь для их формирования. Для этого помимо стандартных способов коммуникации (вербального и невербального), используют также альтернативные способы (системы изображений, различные электронные устройства).
Для развития вербальной коммуникации: «Вербальная имитация»; «Цитирование по ролям»; «Принятие своего имени»; «Продолжи предложение»; «Комментирование изображений на картинках».
Для развития невербальной коммуникации: «Ролевые игры»; «Имитационные игры»; «Игры с переходом хода»; «Термометр эмоций»; «Нарисуй портрет/сделай коллаж»; «Социальные игры».
Альтернативные виды коммуникации: использование карточек-подсказок (методика «PECS»); коммуникативные доски с графическими символами; электронные устройства с синтезаторами речи.
Эти дополнительные инструменты коммуникаций ненавязчиво постепенно внедряют в жизнь ребенка дома и за его пределами, стараясь не нарушить его привычный уклад. Каждый ребенок с РАС уникален, и понять какой вариант взаимодействия подойдет именно ему можно только на практике. Найдя подходящий способ, окружающие люди смогут лучше понимать ребенка, улучшить его социализацию и качество жизни.